№ 38 (2025): Инженерное образование
Статьи

О ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. П. Соловьев Старооскольский технологический институт (филиал НИТУ «МИСиС»), Россия, 309516, г. Старый Оскол, мкр. Макаренко, 42.
Обложка журнала

Опубликован 2025-12-26

Ключевые слова

  • модель высшего образования,
  • структура подготовки кадров,
  • бакалавриат,
  • специалитет,
  • магистратура,
  • деятельностное обучение
  • ...Больше
    Меньше

Аннотация

Рассмотрены пути совершенствования инженерного образования, намеченные Президентом РФ В.В. Путиным 6 февраля 2025 г. на заседании совета по науке и образованию. Основное внимание уделено структуре подготовки кадров в системе высшего образования, которая министерством науки и образования представляется как новая модель высшего образования. Отмечается, что реформирование высшего технического образования после вхождения в Болонский процесс не было необходимостью в нашей стране. Опыта массовой подготовки бакалавров и оценки их подготовленности к производственной деятельности в нашей стране не было. Видимо, было ошибкой введение бакалавриата не по специальностям, а по направлениям. Выпускники бакалаврских программ технических направлений нуждаются в углублении практической подготовки. Но к этому не готовы отечественные работодатели в отличие от зарубежных предпринимателей. Предлагается разделить базовое высшее образование на две ступени: бакалавриат (4 года обучения) и специалитет. В образовательном процессе активно использовать модель деятельностного обучения, отказаться от лекционно-семинарской системы. Использование деятельностного подхода в обучении студентов основано на внедрении образовательных технологий, в которых студент является активным участником, а не пассивным слушателем.