№ 38 (2025): Инженерное образование
Статьи

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ: РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

И.С. Сухачев Тюменский индустриальный университет, Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38
П.В. Чепур Тюменский индустриальный университет, Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38
А.А. Колядко Филиал Тюменского индустриального университета в г. Сургуте, Россия, 628404, г. Сургут, ул. Энтузиастов, 38
Обложка журнала

Опубликован 2025-12-26

Ключевые слова

  • проектно-ориентированное обучение,
  • электроэнергетика,
  • ЛЭП,
  • инженерный дизайн,
  • мониторинг и диагностика,
  • роботизированное обслуживание,
  • командная работа,
  • 3D-моделирование,
  • индустриальный партнёр,
  • учебно-тренировочный полигон
  • ...Больше
    Меньше

Аннотация

Цель работы – продемонстрировать опыт внедрения проектно-ориентированного подхода в подготовке студентов направления «Электроэнергетика и электротехника» на примере комплексной разработки решений для линий электропередачи. Проект охватывает три ключевых блока: инженерный дизайн линий электропередачи; технологии мониторинга и диагностики; роботизированное обслуживание. Рассмотрены этапы реализации: инициация проекта, командообразование, анализ нормативно-технической документации (Правила устройств электроустановок, правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, строительные нормы и правила, свод правил по проектированию и строительству), проектирование конструкций, разработка алгоритмов диагностики, создание роботизированных систем, а также публичная защита результатов. В рамках сотрудничества с индустриальными партнёрами, в частности с многопрофильной энергетической компанией АО «СУЭНКО», обучающиеся получили доступ к учебно-тренировочному полигону, оснащённому современными микропроцессорными устройствами и полноразмерными конструкциями опор линий электропередачи. Для верификации проектных решений использованы методы 3D-моделирования, численного анализа, а также проведены натурные эксперименты разработанных прототипов. Результаты включают: обоснование инженерных решений, разработку алгоритмов мониторинга, создание прототипов роботизированных систем, подачу заявок на гранты различного уровня. Проект способствовал интеграции знаний обучающихся из дисциплин «Электротехника», «Приборостроение», «Мехатроника» и «Робототехника», а также формированию навыков командной работы и взаимодействия с экспертами отрасли. Особое внимание уделено аутентичности задач, соответствующих требованиям энергобезопасности и технологическим ограничениям. Реализация проекта подтвердила эффективность поэтапного подхода, сочетающего теоретическую подготовку с практической апробацией решений.