№ 38 (2025): Инженерное образование
Статьи

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ: ФОКУС НА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

А.Ф. Смык Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Россия, 125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64
Е.А. Гусева Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Россия, 125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64
Обложка журнала

Опубликован 2025-12-26

Ключевые слова

  • искусственный интеллект,
  • инженерное образование,
  • дисциплина «Физика»,
  • генеративные языковые модели,
  • чат-бот

Аннотация

Рассмотрены вопросы влияния искусственного интеллекта на инженерное образование в фокусе преподавания дисциплины «Физика». Предпринята попытка продемонстрировать возможности искусственного интеллекта для решения проблем в ходе освоения курса физики в инженерном вузе, связанных с невысоким уровнем математической подготовки студентов младших курсов, с трудностью визуализации многих абстрактных физических концепций, большим объемом практических задач. Предложены способы организации взаимодействия преподавателя и студента при использовании искусственного интеллекта в ходе обучения физике. На основании онлайн-анкетирования 326 студентов 1–2 курсов технических направлений подготовки Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, выполненного на платформе Yandex Forms, выявлены вовлеченность и отношение студентов к использованию искусственного интеллекта в ходе обучения. Большинство студентов относятся к искусственному интеллекту как к дополнительному, а не как к основному источнику обучения. Преподаватели, по мнению студентов, редко обсуждают или формируют политику по использованию искусственного интеллекта, что составляет значительную неопределенность. Вопрос о возможности официального внедрения искусственного интеллекта в образование вызывает у студентов интерес, но также и потребность в четких правилах и контроле. В ходе исследования мнения преподавателей дисциплин естественно-научного цикла выявлено, что они достаточно уверенно воспринимают искусственный интеллект в роли технического помощника. Низкий уровень их доверия к искусственному интеллекту в принятии педагогических решений обусловлен недостатком практики и отсутствием проверенных моделей. Есть потенциал к росту доверия и готовность к освоению новых подходов при наличии методической и административной поддержки. С другой стороны, с внедрением искусственного интеллекта в учебный процесс возникает риск потери способности мыслить нестандартно, зависимости, снижения креативных качеств личности как педагога, так и обучающегося. На этом пути требуется переосмысление и совершенствование дидактических основ дисциплин в инженерном образовании.