№ 38 (2025): Инженерное образование
Статьи

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Д.М. Гребнева Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Уральского государственного педагогического университета
Бужинская Н.В. Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Уральского государственного педагогического университета
Кокшарова Е.А. Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Уральского государственного педагогического университета
Обложка журнала

Опубликован 2025-12-26

Ключевые слова

  • познавательная самостоятельность,
  • перевернутое обучение,
  • естественнонаучное направление,
  • педагогическое образование,
  • технопарк

Аннотация

Рассматривается проблема организации условий развития познавательной самостоятельности студентов, обучающихся по профилю «Физика и информатика» в процессе выездных занятий в технопарк при использовании технологии перевернутого обучения. Цель: проанализировать влияние технологии перевернутого обучения на уровень познавательной самостоятельности студентов и результативность их работы в условиях выездных занятий в технопарке. Методы: анализ педагогической и методической литературы, наблюдение, проведение опытно-поисковой работы и анализ ее результатов. Результаты. На основе анализа методической и научной литературы, а также нормативных документов авторами статьи выделены этапы реализации технологии перевернутого обучения и сформирована модель, нацеленная на развитие познавательной самостоятельности у студентов в системе высшего педагогического образования. Определены уровни развития познавательной самостоятельности и их основные характеристики. Проведена проверка результативности перевернутого обучения в рамках проводимой учебной практики по цифровизации образования на базе технопарка универсальных педагогических компетенций г. Екатеринбурга. Сделаны выводы о целесообразности применения данной методики, а также сформулированы направления ее дальнейшего совершенствования. В заключение отмечается, что использование методики развития познавательной самостоятельности в рамках профессиональной подготовки студентов педагогического вуза способствует приобретению будущими учителями опыта работы со специализированным оборудованием и прикладным программным обеспечением для решения профессиональных задач. Представленные материалы могут быть использованы в деятельности методистов и преподавателей вузов, а также студентов педагогических вузов и колледжей.