№ 38 (2025): Инженерное образование
Статьи

ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ СТУДЕНТОВ НА ВЫБОР ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

И. К. Биткина Волгоградский институт управления – филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Обложка журнала

Опубликован 2025-12-26

Ключевые слова

  • когнитивный стиль,
  • формы обучения,
  • методы обучения,
  • индивидуальная образовательная траектория

Аннотация

Представлены результаты исследования, посвященного оценке влияния когнитивных стилей на выбор эффективных методов проведения занятий в инженерных вузах и на инженерных направлениях подготовки. Актуальность исследования связна с необходимостью адаптации системы высшего образования к парадигме индивидуальной образовательной траектории, предполагающей учет психологических особенностей личности при выборе формата проведения занятий. Цель исследования состоит в обосновании связи когнитивного стиля учащегося с форматами проведения практических и лекционных занятий и в разработке практических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в инженерных вузах. Исследование проводилось на базе опросника М. Киртона и классификации когнитивных стилей Й. Берлина. Предложена авторская классификация когнитивных стилей, адаптированная для студентов инженерного вуза, показаны доминирующие когнитивные стили среди исследуемой выборки, выделены доминирующие и недостающие характеристики для каждого из когнитивных стилей, приведены рекомендации для каждого когнитивного стиля по выбору наиболее эффективного формата проведения занятий. Отдельное внимание уделено интерактивному формату занятий, а также определению целесообразности индивидуальной и коллективной работы для представителей различных когнитивных стилей. Результаты исследования могут быть использованы
администрацией высших учебных заведений инженерной направленности при разработке новых и совершенствовании существующих образовательных программ, а также преподавателями при проведении занятий со студентами инженерных направлений подготовки.