№ 38 (2025): Инженерное образование
Статьи

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКОВ-МЕХАТРОНИКОВ: ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

А. К. Алексеевнина Тюменский государственный университет, Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6
Н. С. Буслова Тюменский государственный университет, Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6
Обложка журнала

Опубликован 2025-12-26

Ключевые слова

  • среднее профессиональное образование,
  • основы автоматического управления,
  • мехатроника,
  • профессиональные компетенции,
  • практическая подготовка,
  • роботизированная автоматизация процессов,
  • виды практических занятий
  • ...Больше
    Меньше

Аннотация

Обеспечение необходимых условий  для обучения техников-мехатроников в системе среднего профессионального  образования представляет собой важный элемент формирования  качественного образовательного процесса. Существующие на сегодняшний день условия требуют обновления, применения современных подходов и актуальных решений в подготовке специалистов, в том числе техников-мехатроников. Современные и прогрессивные методические материалы практической подготовки техников-мехатроников  должны включать в себя актуальные формы, методы и средства обучения, это способствует развитию самого образовательного процесса, а также развитию определённых  способностей, обучающихся: творческих способностей, критического мышления, мыслительных процессов, учебной мотивации и т. д. Мехатроник – это специалист, который занимается разработкой, эксплуатацией и техническим обслуживанием мехатронных систем, объединяющих  в себе узлы точной механики с электронными, пневматическими, электротехническими и компьютерными компонентами. Профессиональная деятельность этих специалистов связана с самыми передовыми высокотехнологичными  отраслями экономики, интеллектуальным управлением оборудованием, что требует высокого уровня профессиональных компетенций. Дисциплина «Основы автоматического управления» является общепрофессиональной  дисциплиной,  необходимой  для подготовки техников-мехатроников в области эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования. В статье рассмотрены  виды практических заданий по данной дисциплине, приведены примеры методических материалов. Практическая подготовка в сфере моделирования реальных производственных условий предусматривает работу с мехатронными станциями и специальным программным обеспечением в лаборатории мехатроники (автоматизации производства), мобильной робототехники, программируемых логических контроллеров. Проанализированы результаты демонстрационного экзамена за последние годы обучения техников-мехатроников.