№ 38 (2025): Инженерное образование
Статьи

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАДРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е.В. Полицинская Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
Е.Ю. Малушко Волгоградский государственный университет, Россия, 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100
Е.Ю. Ягова Пензенский государственный технологический университет, Россия, 440039, г. Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1А/11
Обложка журнала

Опубликован 2025-12-26

Ключевые слова

  • интеллектуально-инновационный потенциал,
  • конкурентоспособность,
  • саморазвивающаяся информационно-образовательная система развития интеллектуально-инновационного потенциала кадров

Аннотация

Актуальность работы обусловлена тем, что современная экономика характеризуется высоким уровнем конкуренции и быстрыми изменениями технологий. Для предприятий успешность и устойчивость зависят от способности эффективно реагировать на изменения рынка, внедрять инновационные решения и поддерживать высокий уровень качества продукции и услуг. Одним из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, выступает интеллектуально-инновационный потенциал его кадров – способность сотрудников создавать новые знания, идеи и технологии, необходимые для развития бизнеса. Наше исследование направлено на определение взаимосвязи между интеллектуально-инновационным потенциалом кадров и конкурентоспособностью предприятий. Исследована категория «интеллектуально-инновационный потенциал», были определены составляющие данной категории. Предложены компоненты конкурентоспособности предприятия. Проанализирована взаимосвязь между интеллектуально-инновационным потенциалом и конкурентоспособностью предприятия с использованием статистического метода – коэффициента корреляции Пирсона. Результаты расчетов показали высокую положительную корреляцию между уровнем интеллектуально-инновационного потенциала сотрудников и конкурентоспособностью предприятий. Результаты исследования показывают, что необходимо выявление эффективных механизмов взаимодействия между образовательными учреждениями, научными организациями и предприятиями промышленности. Создание саморазвивающейся информационно-образовательной системы развития интеллектуально-инновационного потенциала кадров станет эффективном инструментом для формирования интеллектуально-инновационного потенциала кадров.