СОГЛАСОВАННЫЕ МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ
Опубликован 2025-12-26
Ключевые слова
- междисциплинарность,
- инженерное образование,
- магистратура,
- согласованные магистерские программы,
- алгоритм формирования магистерских программ
Copyright (c) 2025 М.Ю. Червач, Ю.П. Похолков (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Аннотация
Современный рынок труда требует от инженеров способности выявлять и решать комплексные задачи на стыке различных научных и технологических областей. Существующие инструменты: отдельные междисциплинарные курсы, проекты или программы двойного диплома – носят точечный характер или требуют значительных ресурсов при освоении. В статье представлен принципиально новый подход к организации системной междисциплинарной подготовки – согласованные магистерские программы. Цель: выявить запрос стейкхолдеров на междисциплинарную подготовку инженеров и разработать механизм формирования согласованных магистерских программ. Методология: анкетирование потенциальных работодателей и студентов-бакалавров инженерных направлений подготовки для определения востребованных пар направлений и уровня заинтересованности в обучении по согласованным программам, а также проектирование алгоритма согласования учебных планов. Результаты исследования показывают высокий интерес обеих групп стейкхолдеров к междисциплинарной подготовке и выявляют наиболее актуальные комбинации специальностей. Разработанный алгоритм согласования двух магистерских программ включает: модели поддержки принятия решений для выбора пары направлений, сопоставления компетенций, распределения дисциплин по категориям и расчета объема кредитов для перезачёта. Сокращение трудоёмкости достигает 60 кредитов, что позволяет освоить две программы за 2,5 года. Механизм успешно апробирован в Томском политехническом университете при запуске четырех согласованных магистерских программ. Предложенный подход обеспечивает формирование междисциплинарных компетенций, востребованных рынком труда, и повышает конкурентоспособность как выпускников и образовательных программ, так и вуза в целом.