№ 38 (2025): Инженерное образование
Статьи

СОГЛАСОВАННЫЕ МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

М.Ю. Червач Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.
Ю.П. Похолков Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30, Ассоциация инженерного образования России, Россия, 119991, г. Москва, Ленинский пр., 6, стр. 21
Обложка журнала

Опубликован 2025-12-26

Ключевые слова

  • междисциплинарность,
  • инженерное образование,
  • магистратура,
  • согласованные магистерские программы,
  • алгоритм формирования магистерских программ

Аннотация

Современный рынок труда требует от инженеров способности выявлять и решать комплексные задачи на стыке различных научных и технологических областей. Существующие инструменты: отдельные междисциплинарные курсы, проекты или программы двойного диплома – носят точечный характер или требуют значительных ресурсов при освоении. В статье представлен принципиально новый подход к организации системной междисциплинарной подготовки – согласованные магистерские программы. Цель: выявить запрос стейкхолдеров на междисциплинарную подготовку инженеров и разработать механизм формирования согласованных магистерских программ. Методология: анкетирование потенциальных работодателей и студентов-бакалавров инженерных направлений подготовки для определения востребованных пар направлений и уровня заинтересованности в обучении по согласованным программам, а также проектирование алгоритма согласования учебных планов. Результаты исследования показывают высокий интерес обеих групп стейкхолдеров к междисциплинарной подготовке и выявляют наиболее актуальные комбинации специальностей. Разработанный алгоритм согласования двух магистерских программ включает: модели поддержки принятия решений для выбора пары направлений, сопоставления компетенций, распределения дисциплин по категориям и расчета объема кредитов для перезачёта. Сокращение трудоёмкости достигает 60 кредитов, что позволяет освоить две программы за 2,5 года. Механизм успешно апробирован в Томском политехническом университете при запуске четырех согласованных магистерских программ. Предложенный подход обеспечивает формирование междисциплинарных компетенций, востребованных рынком труда, и повышает конкурентоспособность как выпускников и образовательных программ, так и вуза в целом.