Опубликован 2025-12-26
Ключевые слова
- когнитивный стиль,
- формы обучения,
- методы обучения,
- индивидуальная образовательная траектория
Copyright (c) 2025 И. К. Биткина (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Аннотация
Представлены результаты исследования, посвященного оценке влияния когнитивных стилей на выбор эффективных методов проведения занятий в инженерных вузах и на инженерных направлениях подготовки. Актуальность исследования связна с необходимостью адаптации системы высшего образования к парадигме индивидуальной образовательной траектории, предполагающей учет психологических особенностей личности при выборе формата проведения занятий. Цель исследования состоит в обосновании связи когнитивного стиля учащегося с форматами проведения практических и лекционных занятий и в разработке практических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в инженерных вузах. Исследование проводилось на базе опросника М. Киртона и классификации когнитивных стилей Й. Берлина. Предложена авторская классификация когнитивных стилей, адаптированная для студентов инженерного вуза, показаны доминирующие когнитивные стили среди исследуемой выборки, выделены доминирующие и недостающие характеристики для каждого из когнитивных стилей, приведены рекомендации для каждого когнитивного стиля по выбору наиболее эффективного формата проведения занятий. Отдельное внимание уделено интерактивному формату занятий, а также определению целесообразности индивидуальной и коллективной работы для представителей различных когнитивных стилей. Результаты исследования могут быть использованы
администрацией высших учебных заведений инженерной направленности при разработке новых и совершенствовании существующих образовательных программ, а также преподавателями при проведении занятий со студентами инженерных направлений подготовки.