ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКОВ-МЕХАТРОНИКОВ: ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Опубликован 2025-12-26
Ключевые слова
- среднее профессиональное образование,
- основы автоматического управления,
- мехатроника,
- профессиональные компетенции,
- практическая подготовка
- роботизированная автоматизация процессов,
- виды практических занятий ...Больше
Copyright (c) 2025 А. К. Алексеевнина, Н. С. Буслова, М. Н. Оленькова (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Аннотация
Обеспечение необходимых условий для обучения техников-мехатроников в системе среднего профессионального образования представляет собой важный элемент формирования качественного образовательного процесса. Существующие на сегодняшний день условия требуют обновления, применения современных подходов и актуальных решений в подготовке специалистов, в том числе техников-мехатроников. Современные и прогрессивные методические материалы практической подготовки техников-мехатроников должны включать в себя актуальные формы, методы и средства обучения, это способствует развитию самого образовательного процесса, а также развитию определённых способностей, обучающихся: творческих способностей, критического мышления, мыслительных процессов, учебной мотивации и т. д. Мехатроник – это специалист, который занимается разработкой, эксплуатацией и техническим обслуживанием мехатронных систем, объединяющих в себе узлы точной механики с электронными, пневматическими, электротехническими и компьютерными компонентами. Профессиональная деятельность этих специалистов связана с самыми передовыми высокотехнологичными отраслями экономики, интеллектуальным управлением оборудованием, что требует высокого уровня профессиональных компетенций. Дисциплина «Основы автоматического управления» является общепрофессиональной дисциплиной, необходимой для подготовки техников-мехатроников в области эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования. В статье рассмотрены виды практических заданий по данной дисциплине, приведены примеры методических материалов. Практическая подготовка в сфере моделирования реальных производственных условий предусматривает работу с мехатронными станциями и специальным программным обеспечением в лаборатории мехатроники (автоматизации производства), мобильной робототехники, программируемых логических контроллеров. Проанализированы результаты демонстрационного экзамена за последние годы обучения техников-мехатроников.